МНЕНИЯ "ПРОТИВ"

Мы помним, что не только евреи были их жервами, но жертвы среди евреев были мнократно больше, чем у других этнических групп, составляющих народ Украины. (Другие были казнены за участие в Сопротивлении или в военных действиях, а евреев, как известно, убивали только за то, что они евреи). Однако эти, казалось бы неподдающиеся сомнениям истины, приходится утверждать заново.
Евгений Оленин - "Мемориал"

Мы уверены, что сегодня наступило время, когда международная еврейская общественность способна консолидировать мнения и усилия всех групп евреев, проживающих в разных странах мира и, при активном участии украинских властей, достойно увековечить память о жертвах Холокоста на Украине в своих национальных традициях.
Обращение Инициативной группы Международного совета по увековечению памяти жертв Холокоста на Украине

Конечно же, не украинцы виноваты в том, что происходит сегодня в Бабьем Яру. Вели бы себя иначе нынешние бессменные, неприкасаемые лидеры всеукраинских еврейских организаций, не были бы они «карманными евреями», очень выгодными любой власти, не работали бы по принципу «чего изволите», вели себя более достойно и принципиально – ничего бы этого не случилось.
Александр Бураковский - "Бабий Яр сегодня: война символов?"

29 сентября 2003 года, в скорбную годовщину первого массового расстрела евреев в Бабьем Яру, в сердце Манхэттена, у входа в здание, где расположен Американский бъединенный распределительный комитет «Джойнт», десятки людей приняли участие в митинге, организованном комитетом American Jewish National Initiative Committee "Save Babi Yar".
Анна Голдберг - "Если "Джойнт" не идет к нам, мы идем к "Джойнту"

На месте, где погибли люди, где они захоронены, можно ставить только памятники, ничего другого там делать нельзя. Земля помнит все. Кто-то из российских писателей сказал: «Мы должны помнить, что Холокост - это не только наше прошлое, это, возможно, и наше будущее». Так вот организаторы, по-моему, хотят заложить камень этого будущего. Они, видимо, уже забыли, к чему однажды привело желание забыть о памяти, я имею в виду Куреневскую трагедию.
Альберт Крыжопольский - "Земля помнит все, должны помнить и люди"

Множество раз приходилось встречать публикации с броским названием «Мифы и реальность...». Загодя можно быть уверенным: автор убежден, что только он сообщает правду, а все остальные - мифотворцы. При этом читателю часто преподносятся либо завуалированная ложь, либо полуправда, от которой суть проблемы радикально меняется.
Григорий Хаимович - "Правда" г-на Левитаса

Мы считаем, что все евреи, вне зависимости от современной страны их проживания, близкие которых были расстреляны в Бабьем Яре, имеют не только право высказать свое отношение к подобному строительству, но и требовать, чтобы их голоса были услышаны. Их мнение не менее суверенно, чем мнение тех евреев, кто сегодня проживает в Киеве. Бабий Яр является всемирным символом еврейской трагедии-Холокоста, и не является событием «местного» значения.
Пресс-релиз Американского еврейского национального комитета "Save Babi Yar".
Каких принципов придерживается Комитет "Save Babi Yar".
Обращение к организации "Джойнт" и американским спонсорам проекта центра "Наследие".

Кто так настойчиво пытается протащить идею, родившуюся далеко за океаном, — строительства в Киеве еврейского общинного центра «Наследие» на месте Бабьего Яра: вдруг хозяева «кошелька» привязали его на веревочку, второй конец которой — там, за океаном…
Дмитрий Малаков - "Молитвы и мифы. В Бабьем Яру лежат не только евреи"

Те, у кого вызывает удивление, что протесты против создания Центра в Бабьем яру не учитывают, что Центр не будет строиться непосредственно на костях, пренебрегают одной из элементарных особенностей человеческой психики: для нас свято не только само конкретное представление, но и все, что с ним связано. Помнится, еще во время едва ли не самых первых обсуждений проблемы у меня, тогда научного сотрудника Института иудаики, который планировалось поместить в будущем Центре, вырвалось: «Я просто не смогу произнести: «Я работаю в Бабьем Яру».
Мартен Феллер - "Цивилизованное мракобесие. Не беспокоить мертвых - исконная традиция иудаизма"

Но все же самым поразительным завоеванием тех, кто пересматривал концепцию МПОЦа, является “Центр помощи материнству и детству”! Представьте нормальную (в здравом уме) еврейскую мамеле, приведшую свое драгоценное чадо на консультацию в бабьеярский Центр помощи материнству и детству! А из окна — прекрасный вид на “советский” памятник, увенчанный фигурой женщины со скрученными за спиной руками, которая склонилась к лежащему на ее коленях младенцу...
Тимур Литовченко - "Это сладкое слово "Наследие"

Мы призываем и настаиваем, чтобы руководство Джойнта и американские спонсоры «Наследия» прислушались и остановили проект в Бабьем Яру в его существующем виде; чтобы они откликнулись, обсудили проект в Америке с представителями всех заинтересованных сторон, прояснили источники его финансирования и разрешили возникшие противоречия. Мы не хотим, чтобы память о еврейской трагедии Бабьего Яра, положившей начало Холокосту, превратилась в скандальную насмешку и надругательство, чтобы евреи своими руками строили Центр кощунства.
Обращение Американского еврейского инициативного комитета по обсуждению сути и формы участия американской еврейской общины в увековечении памяти жертв Холокоста в Бабьем Яру

Ми категорично засуджуємо ці плани і благаємо, і вимагаємо припинити неподобство. Дайте Бабиному Яру спокій! Київ - величезне місто і землі вистачає, там і будуйте. У Бабинім Ярі може якщо і бути щось споруджене, то тільки музей пам'яті, свого роду київський Яд ва-Шем.
Джанго Барр - "Дайте Бабиному Яру спокiй!"

Авторы документа выразили обеспокоенность тем, что в результате непродуманных решений может возникнуть межнациональная и межконфессиональная напряженность вокруг Бабьего Яра, который "из места мира и покоя может превратиться в место раздора".
Представители украинских правых организаций протестуют против сооружения в Бабьем Яру культурного центра

Сьогодні з’явилися інші охочі вкрасти у нас саму пам’ять. А доморощені догідливці згодилися допомогти їм здійснити цю крадіжку, напевно, сподіваючись, що й їм щось від цього перепаде. І якщо їм пощастить це зробити, то важке каміння помпезної будівлі на цьому закривавленому місці не тільки тиснутиме на душі загиблих і похованих тут людей, а й розчавить нашу пам’ять.
Володимир Кучерявий - "Цивiлiзоване святотатство"

Символ должен быть, но его нужно поменьше трогать. Он присутствует в сознании людей, рядовых киевлян, и меньше всего нужно пытаться кому-то перетягивать канат на свою сторону. Не нужно сюда лезть, не нужно вмешиваться, нужно оставить этот символ в покое.
Зиновий Антонюк - "Я боюсь спекуляций на символах"

Мы считаем недопустимым какое бы то ни было строительство в Бабьем Яру и расцениваем сооружение общинного центра на месте гибели тысяч евреев, как проявление кощунственного неуважения к памяти погибших наших старших братьев и сестер.
Номи Дейч, Марат Вышневый, Клавдия Забарко - "Открытое письмо в редакции еврейских газет"

Пам’ять – це зона, куди стороннім вхід заборонено. Але як поділити спогади, що належать одночасно сотням тисяч людей? Це питання загострилося останнім часом у зв’язку з намаганнями «поділити» Бабин Яр між окремими організаціями та національними громадами.
  Леся Ярошенко - "Задля примирення чи конфліктів?"

Бабий Яр — это символ геноцида. Не станет ли строительство центра поводом для разжигания антиеврейских настроений в нашем обществе? Более провокационной идеи не придумать. Неужели в Киеве так плохо с землей, что нужно строить на останках? Нет, земли у нас достаточно, плохо с элементарной порядочностью.
Алексей Лапидус - "Над Бабьим Яром"

Храм! Нужен Храм — мемориал, доступный всем... Этот Храм должен быть построен по проекту победителей большого открытого международного конкурса, с авторитетным международным жюри и международным обсуждением. Такой Храм нужен евреям и неевреям, Киеву, Украине, Европе, цивилизации... В этом наша миссия.
Роман Казак-Барский - "Вспомни, Господи, что над нами совершилось..."

У авторов проекта по-прежнему нет концепции и отсутствует понимание задачи. Дело, по-видимому, в том, что они продолжают оставаться чиновниками, игнорирующими советы специалистов, и не интересуются самой сутью подобных памятников, музеев и мемориалов.
Артур Фредекинд - "О чем вы речь ведете?"

Раз дискуссия разгорелась, необходимо отстаивать свою точку зрения и находить приемлемые компромиссы. Было бы перед кем отстаивать свое мнение, с кем дискутировать. И вот тут совершенно неожиданно возникает проблема: вполне может оказаться так, что протест противников проекта будет направлен… в пустоту! Что противостоять-то на самом деле некому!
Тимур Литовченко - "Наследие" или "бомба"?
(часть 1)
(часть 2)

Это место было и останется навсегда территорией памяти и скорби. А также следует прислушаться общественности Украины и председателю Киевской городской администрации к словам Леонида Левина, председателя Союза еврейских организаций и общин Беларуси: «Прежде, чем опустить лопату в землю Бабьего Яра, сто раз подумайте».

Евгений Дымо, Содружество за българска культура Христо Ботев

Така подія, як гіпотетична побудова єврейського Культурного центру на терені Бабиного Яру не може залишити на етичному узбіччі й Всеукраїнське жіноче товариство імені Олені Теліги. Було б навіть некоректно до пам'яті поетеси промовчати, бо йдеться про глобальну помилку, яка може трапитись у нашому житті. Адже побудова будь-якого культурного центру на місці поховання та ще закатованих людей, є верхом блюзнірства, відсутності будь-якої культури.
Сусанна Черненко - "Мертвi вiри не ймуть"

Нельзя допускать, чтобы деньги в таком деле стали решающим фактором и заставляли суетиться. В конце концов, нужно не забывать, что существует достаточно много очень богатых людей, которые могут вложить огромные средства, чтобы увековечить свое имя как мецената не где-нибудь, а в известном во всем мире месте. Более того — сочтут за честь, если им разрешат сделать это.
Давид Кладницкий - "Еще раз о Бабьем Яре"

Очевидна принципиальная невозможность трансформации предъявленного архитектурного проекта ЕОЦ “Наследие” в мемориальный комплекс, концепция которого еще не сформулирована даже в первом приближении.
"Не навреди!" - проект резолюции заседания Координационного Совета Ваада Украины и Правления Сионистской федерации Украины

Участники заседания подавляющим большинством голосов поддержали основное положение резолюции: необходимость разделения в пространстве реализации двух тем деятельности еврейской общины Киева и Украины - мемориальной и общинной, включая вынесение общинного центра за пределы Бабьего Яра.
Координационный Совет Ваада Украины и Правление Сионистской федерации Украины

Аморальность строительства, совершенно очевидная для «противников», постоянно упирается в заявление сторонников строительства: «Здесь не расстреливали!». И вот именно с этим позвольте не согласиться.
Борис Финкельштейн - "О чем спорим, господа евреи?"

Мое мнение – ни в коем случае нельзя строить центр в Бабьем Яру. В Киеве есть много мест, где можно построить еврейский общинный центр. В Бабьем Яру можно и нужно построить мемориал.
Из интервью Эдуарда Шифрина

Над цією місциною височить велетенський стовп криків, стогонів, прокльонів, автоматних і кулеметних черг, кривавих випарів, сопуху і диму. Так, гітлерівці, здавалось, дійшли межі звиродніння — додумалися до того, щоб спалювати напівзотлілі тіла й утилізувати їх. Але як тоді ста витися до „гуманного" (чи „гуманітарного") задуму спорудити багатопрофільний центр у самій серцевині страждань і смертей? На кістках, як ми пересвідчувалися неодноразово, ніщо не встоїть довго: не витримують, валяться на наших з вами очах могутні імперії, розбудовані, зрештою, на отих самих кістках.
Леонід Череватенко - "Помiркуймо разом"

Якщо для заокеанських адептів "Джойнту" і тих з представників Київської міської влади, хто поблажливо виконує їхнє ідеологічне замовлення, створення єврейського культурного центру в Бабиному Яру становить далекосяжну стратегічно-політичну мету, то для громадськості Києва це неприпустимий прояв зухвалості щодо скорботного місця знищення наших співгромадян.
41 политическая партия и общественная организация Украины против строительства еврейского культурного центра в Бабьем Яру в Киеве
Текст заявления

Правда Бабиного Яру вимагає, щоб згадали всіх, хто тут зустрів свою смерть. Так, як вони стануть перед Богом, де не буде поділу на конфесії та національності. Люди страшного часу на нашій гіркій землі.
Євген Сверстюк - "Якби покласти квiти"

Багато хто, боюся, подаватиме справу так, ніби в цьому подарованому «Джойнтом» центрі справді танцюватимуть на кістках наших слов’янських предків. Та найсумніше те, що ті, хто так говоритиме, на жаль, по-своєму матимуть рацію. І тоді камені осатанілої юрби полетять не лише в синагогу Бродського і не лише її рабинів добряче потягають за бороди. А «Джойнт» опиниться в ролі данайців, що дари приносять.
Дмитро Затонський - "Бiйся данайцiв, що дари приносять"

Заместитель директора музея истории Киева по научной работе Дмитрий Малаков считает, что все исследования и экспертизы, на которые ссылаются сторонники строительства культурного центра "Наследие", являются лишь дополнительной иллюстрацией к их желанию "протолкнуть свою идею любой ценой".
Виталий Коробко - "Наследие" преткновения

"Білі плями" досі нерозкритих фактів історії та пропагандистські міфологеми з нашаруваннями фальсифікацій сприяють створенню навколо Бабиного Яру атмосфери міжетнічних, міжнаціональних, нарешті, міжконфесійних упередженостей і передсудів.
Т.Клинченко - "Меморіал "Бабин Яр": необхідність громадського діалогу"

Це безумовно сакральне місце, оповите аурою суму і скорботи. І таким воно має залишатися.
Ю.Шаповал, М.Рябчук - "Бабин Яр: дискусії тривають"

Сегодня, когда нашлись деньги для того, чтобы на костях наших людей поставить запроектированный центр, я, Леонид Левин, президент Союза еврейских организаций и общин Беларуси, автор памятника в Хатыни, лауреат Ленинской премии, говорю: "Прежде, чем опустить лопату в землю Бабьего Яра, сто раз подумайте".
Леонид Левин - "Не так нужно решать проблему Бабьего Яра"

Никакого голосования здесь быть не может. Даже если один еврей будет против, а пятьсот тысяч будут "за", - строить общинный центр в Бабьем Яру нельзя. Должно быть учтено мнение всех.
Лев Гуральник - "Евреи! Опомнитесь"

Протиприродним видається створення культурного осередку на місці злочинного розстрілу десятків тисяч людей єврейської, української, циганської та інших національностей. Спорудження подібного типу закладу на місці цих трагічних подій є свідченням неповаги до пам'яті безневинних жертв.
Із Звернення Конгресу української інтелігенції до політичних партій і громадських організацій

Одразу після публікації звернення Конгресу національних громад України за ініціативою академіка НАН України, відомого правозахисника - шістдесятника Івана Дзюби розпочався збір підписів відомих представників української громадськості на його підтримку. На цей час до звернення приєдналося вже понад сорок осіб.
Слово інтелігенції України

Від усього проекту дихає чимось язичницьким, богобайдужим, а тому - богозневажним. В цьому полягає головний мій докір як його авторам, так і його ініціаторам. Ідучи за цим проектом, можна відродити що завгодно, але аж ніяк не сповідальну, нелукаву пророчу традицію Ізраїля, яка завжди стояла в обороні сакрального перед наступом профанного. А відродження саме цієї традиції ми всі - і юдеї, і християни - так відчайдушне сьогодні потребуємо.
Мирослав Маринович - "Захистити сакральне перед наступом профанного"

Любые занятия в мемориальной зоне, прямо не связанные с эмоционально-духовным соприсутствием, с сопереживанием трагедии, - противопоказаны культуре памяти. Наша повседневная суета в этом месте - это прямой путь к психологическому забвению трагедии, ее вытеснению из сознания.
Роман Ленчовский - "Память Бабьего Яра изранена - не нужно новых ран"

Секретаріат поділяє занепокоєння Конгресу національних громад України з приводу можливої реалізації вищезгаданого проекту і підтримує таке рішення адміністрації, яке не спричинить порушення міжнаціонального миру та спокою в суспільстві.
  Заява Секретаріату ради НСПУ

Американцев из Джойнта понять можно. Они либо не очень много знают о трагедии европейского еврейства, либо, в лучшем случае, положились на местных лидеров, дескать, тем на месте виднее. Можно понять и киевские городские власти, которые весьма заинтересованы в щедрых американских инвестициях. Но нельзя понять неблагодарных и циничных потомков евреев, замученных в годы войны, людей с очень короткой исторической памятью, или вообще с отсутствием таковой. Нельзя понять людей какой бы то ни было национальности, готовых на костях своих предков строить, не важно, что - танцевальный зал или научный институт.
Заявление Американской Ассоциации инвалидов-ветеранов Второй Мировой войны

Идея постройки общинного центра в Бабьем Яре вызывает, мягко говоря, удивление, так как программа предполагает работу театральных и прочих развлекательных кружков, празднование религиозных праздников - в том числе и весьма веселых, проведение торжественных мероприятий. Для того чтобы делать это на месте массового убийства, нужны железные нервы и абсолютное пренебрежение к памяти погибших.
Семен Чарный - "Над Бабьим Яром памятника нет. 60 лет спустя"

Украинское еврейство само загоняет себя в гетто прошлых ужасов, идентифицируя свой витринный «ренессанс» с могилами и оврагами расстрелов. Геттоизация произойдет и в глазах украинского населения, ведь евреи добровольно выбирают для своего общинного центра тот участок, где до сих пор в звенящей тишине можно услышать лай овчарок и пулеметные очереди. Неживое не породит жизнь – галут окончательно пожрет сам себя.
Шимон Бриман - "Над Бабьим Яром стройплощадки нет?"

Проект, который я видел, предполагал создание различных развлекательных молодежных программ, кафе, бассейнов. Планируется, что на месте пепла восстанет новая община жизни. Но мне кажется, что такие вещи в Бабьем Яру неэтичны.
Моше Реувен Асман, главный раввин Всеукраинского еврейского конгресса

Американський розподiльчий комiтет "Джойнт" й далі сіє вiтер в українському суспiльствi, будь-що проштовхуючи проект будiвництва єврейського общинно-культурного центру "Спадщина" в Бабиному Яру. Проте справжня буря ще попереду…
Тимур Литовченко - "Бабин Яр… приватизовано?"
(Полный текст статьи)

Никто из тех, кто сегодня выступает против строительства еврейского общинного центра в Бабьем Яру, не является противником проекта как такового -- речь идет только о месте. И сколько бы сторонники застройки этого Богом проклятого места ни ссылались на зарубежный опыт, там тоже мемориалы отделяют от центров досуга.
Ирина Десятникова - "В Бабьем Яру нельзя строить, не нарушив норм совести..."

Итак, в ХХ веке несколько поколений киевлян пережили страшные трагедии: голод в 20-е годы во время гражданской войны, расстрелы в Бабьем Яру, Куреневскую трагедию, Чернобыльскую катастрофу… Неужели же вновь нужно подвергать город страшной опасности, вновь тревожа кости и пепел погибших?!
Тимур Литовченко - "Еврейский общинный центр: такого нет нигде, но в Киеве - будет?!"

Я много лет занимался социологией политики и знаю, что в условиях отсутствия достоверной информации - а документы по Бабьему Яру уничтожены - мифы значат больше, чем факты. Потенциально это создает взрывоопасную ситуацию.
Леонид Финберг - "Мне было трудно принять это решение..."

Здесь наша совесть столкнулась с дилеммой - чего мы хотим: если мы хотим простить фашизм, то «Давайте танцевать», если мы хотим проклясть фашизм, то что мы должны построить?
Михаил Гурвиц - "Простить фашизм или проклясть его?"

Мы должны помнить о них, молиться об упокоении их душ и просто обязаны оставить неприкосновенным в Бабьем Яру все то, что не искалечено памятниками ушедшей эпохи. Над этими могилами может звучать только поминальная молитва.
Этому мы учим своих детей. Мы хотим быть честными с ними. И мы никогда не сможем убедить их в том, что земля смерти может стать местом национального возрождения.
Заявление участников семинара "Толерантность - уроки Холокоста"

Г-споди, есть ли предел терпению твоему?! Ну, плевать вам на все, так и скажите: «Плевать нам на все, хотим строить в Бабьем Яру общинный центр и будем. Строить будем, и плясать будем, и плевать будем!» Не говорят. Стыдно.
Это хорошо, что стыдно. Это значит, что не все еще потеряно. Это значит, что можно еще пойти по другому пути. По пути ответственных людей, которые думают не о себе, не о своей карьере, не о своих грантах, а о своей общине, о своем городе, о том, в конце концов, что о них скажут через десять, пятьдесят, сто лет.
Виталий Нахманович - "Решать - каждому, отвечать - всем!"

На мой взгляд, Бабий Яр — это не место для дежурных митингов под разноцветьем флагов, факельных шествий, речей приглашенных и неприглашенных лиц, выступления эстрадных певцов, прочей помпезности. Лично мне тяжело приходить сюда вообще и трудно представить, что для кого-то эта братская могила может быть постоянным рабочим местом.
Дмитрий Гохват - "Расскажу сыну своему..."

Повоєнна історія вже довела, що у Бабиному Яру не можна будувати, не порушивши норм сумління, природної рівноваги, міжнаціонального миру — всього, що є пріоритетами громадянського суспільства.
Звернення Президії Конгресу національних громад України

Когда идея строительства центра дошла до простых людей, то они, естественно, начали протестовать, стал назревать скандал, что весьма не понравилось представителям "Джойнта". В этой организации работают чиновники, а они, как известно, не умеют трудиться в режиме общественной жизни, они просто выкручивают руки людям, зависимым от них, — три четверти всего бюджета украинско-еврейской общины проходит через "Джойнт". Поэтому у многих руководителей еврейских организаций просто нет выбора, они вынуждены подписываться в защиту этого проекта.
Виталий Нахманович - "Ассимиляция памяти"

Зарубежные и отечественные инициаторы объясняют выбор места стремлением подчеркнуть жизнестойкость еврейского народа: он, дескать, будет развивать кипучую деятельность как раз там, где его убивали. Мысль понятная, но уж больно отвлеченная от реалий жизни. По этой логике дурачок, танцующий на похоронах, превращается в мудреца — носителя философии оптимизма.
Михаил Кальницкий - "Строительные игры в трагическом месте"

Когда в семидесятых, 29 сентября, в скорбную годовщину первого массового расстрела евреев в Бабьем Яру, там собрались устроить народное гуляние (танцы на костях), я подняла весь свой институтский курс, более 350-ти студентов, рассказала об этом кощунстве, попросила почтить загубленных минутой молчания. И встали все, даже те, кто был преисполнен ненавистью к моему народу. Не посмели не встать. Прийти 29 сентября в Бабий Яр стало ритуалом для многих из нас. Стоять в этот день рядом с детьми, друзьями - в этом была особая солидарность.
Анна Голдберг - "Тень над Бабьим Яром"

Людей никто не спрашивал. А наверное стоило бы. И еврей, и украинец, и человек любой другой национальности вправе придти сюда помолчать. Здесь нет места личностным, религиозным, политическим амбициям. Здесь - место общей памяти и именно это свято.
Мила Кравчук - "В Киеве поминают погибших"

Я збирав усі які тільки міг вiдомостi про куренiвську трагедiю 1961 року, тому чудово знаю про вторинну мету тодiшньої київської влади: побудувати на мiсцi братської могили новiтнiй мiкрорайон зі стадiоном та iншими "розкошами". За той грiх можновладцiв заплатили життям декілька тисяч киян, а мер Олексiй Давидов застрелився — здавалось би, урок непоганий. Але зараз в Українi при владi не затятi атеїсти, а, здається, цiлком вiруючi люди — i що, знову за старе?!
Тимур Литовченко - "Культурний центр "Бабин Яр"?!"

Повне нехтування громадською думкою, лише тому, що ми поки що живемо в економічно і політично недосконалій країні, безпосередній вихід на державних службовців за спиною українського народу (розуміючи що ці службовці далеко не назавжди), прямий тиск на єврейських активістів – все це в купі означає, що люди знов таки не розуміють історії і не роблять з неї жодних висновків. Будувати в Бабиному Яру не можна. Хіба лише меморіал або музей.
Анатолий Подольский, Артур Фредекинд - Украинский центр изучения истории Холокоста

Представители более чем 20 еврейских организаций Киева, Украины и СНГ, в том числе Вице-Президент Евро-Азиатского Еврейского Конгресса Евгений Червоненко, Председатель Генерального Совета Иосиф Зисельс и другие члены руководящих органов ЕАЕК, подписали обращение, в котором призвали «Джойнт» отказаться от строительства общинно-культурного центра «Наследие» в Бабьем Яру.
Бюллетень Евроазиатского еврейского конгресса

Если мое государство дикое и малообразованное, если его руководители — некультурные люди, то они, конечно, позволят каким-то мелким бюрократам из еврейского движения возглавить то, что сейчас назревает вокруг Бабьего Яра. Это символ не только еврейской трагедии и не только украинской трагедии, это еще и символ, отражающий уровень цивилизованности и культуры правителей страны.
Виталий Нахманович - Семен Глузман "Бабий Яр - время строить?"

...общинный центр, где будет театр, спортзал, где будет кафе, музыка, у меня в голове не укладывается.
Я говорю о своем личном восприятии. И я бы не хотел, чтобы мои дети сказали - вот мой отец имел отношение к тому, чтобы создать на пепле общинный центр.

Я тогда сразу высказал это свое отношение и, естественно, учитывая мои сложные отношения с Джойнтом, со мной больше не советовались. Недавно я опять говорил об этом с руководством киевского отделения Джойнта, и мне ответили, что, если большинство общественности будет против, то Джойнт подумает о том, чтобы перенести строительство в другое место. Я думаю, что это очень здравая мысль. Другое дело, что в Джойнте есть разные силы. И я знаю, что между ними нет согласия, строить ли центр…
Иосиф Зисельс, председатель ВААДа Украины

Господа евреи, представляющее интересы всех евреев Украины -вы отдаете отчет своим действиям? Ваша совесть не протестует?
Вы готовы жить, праздновать и работать «на костях», и не только еврейских? А вы уверены, что еврейский дом в таком месте - во благо евреям Киева и Украины? Или деньги для вас не пахнут, и их запах вам куда важнее мнения тех, для кого вы - «в должностях»?
Борис Финкельштейн - "Я против! А вы?"

Если бы на этом месте собрались строить, например, российский или цыганский общинный центр - о, сколько гневных (и справедливых!) слов было бы высказано еврейской общественностью, какие бы митинги состоялись в знак протеста против циничной антисемитской акции! А ведь в гекатомбе Бабьего Яра перемешаны кости и евреев, и русских, и украинцев, и цыган. Как же может еврейская община допустить и принять, чтобы на этих костях воздвигался ее собственный общинный центр?!
Галина Хараз

Возможно, было бы правильным Мемориал памяти евреев - жертв Бабьего Яра и Общинный центр возле Мемориала установить на улице Мельникова, где начиналась страдальческая дорога в Бабий Яр для едва ли не большинства киевских евреев. От этого Мемориала, который, вполне оправданно, мог бы здесь объединять в себе научно-исследовательский, просветительский и даже Общинный центр, не оскорбляя ничьих чувств, следовало бы вести целыми группами тех, кому не безразлична эта трагедия.
Мартен Феллер - доктор филологических наук, профессор Львовского государственного университета и Университета "Киево-Могилянская Академия".

Меня в равной степени волнуют два вопроса: сохранение национальной памяти, еврейского наследия и передача его новому поколению. Но обе эти воспитательные задачи не решаются в клубных рамках. Место скорби должно оставаться местом скорби, а не местом, где гуляют и танцуют, не клубом.
Майя Гал - министр-советник Посольства Государства Израиль в Украине и Молдове

Никому в Европе даже в голову не пришло бы построить еврейский культурный центр возле Майданека или Бухенвальда, возле Освенцима или Дахау. Евреи располагают таким же духовным и эмоциональным менталитетом, как и представители других наций. Они хотят в одном месте развлекаться, учиться и заниматься спортом, а совершенно в другом поминать усопших и скорбеть о страшных трагедиях своих близких. Заставлять их совмещать эти несовместимые процессы крайне негуманно.
Александр Штейнберг - архитектор и художник

Споры идут вокруг вопроса: «Где строить?» — «в» Бабьем Яру или «вблизи» него?
... слова «в» и «вблизи» нам кажутся кощунственными, особенно, если учесть, что в этом Общинном центре будут работать и художественные кружки, и оздоровительный центр, и будут отмечаться разные праздники со всеми сопутствующими атрибутами.
Ветераны Второй мировой войны, борцы с нацизмом и другие жители Димоны, Израиль

Будут ли плясать и развлекаться на костях тысяч жертв нацизма по скудоумию и нравственной заскорузлости наших эмиссаров из-за границы еврейские дети, молодежь (старики вряд ли пойдут в этот центр), или есть смысл вспомнить о чувстве человеческого достоинства и проявить принципиальность, пример которой дал Виктор Некрасов?
Наум Вольпе, исполнительный директор Харьковской областной объединенной еврейской общины

...классическая западная аргументация: именно в этом месте, где погибли сотни тысяч наших братьев, мы перекинем мост в будущее, активно возрождая еврейскую жизнь. Разумеется, эта точка зрения имеет право на существование, но при мысли о реальном ее воплощении, скажем, о занятиях танцкружка или студии рисования, или вообще о каких-либо развлекательных мероприятиях в будущем Центре, становится все-таки не по себе.
Илья Цирман

...мы долго говорили о трагедии 1941 года, о Куреневской трагедии, об отсутствии памятника. Но тогда все это, с болью и возмущением, однако, очень просто было объяснить емким словом «они», т.е. власть, антисемиты и т.д.
...И хотя «дареному коню в зубы не смотрят», как бы защитники проекта не оказались в роли троянцев, принявших опасный дар. И это уже будут не «они», а «мы».
Мила Брагинская

Неужели евреи могут рассуждать о возможности какого бы то ни было строительства в зоне Бабьего Яра? На расстоянии 200 или 700 метров от границы ...чего? От того места, куда уже падали трупы, или от того места, где били прикладом по голове отставших от толпы, или от того места, где вырывали младенцев из рук матерей, или оттуда, где просто насмехались над "жидами", которые дышали последние минуты своей жизни?
Маркисса Лихтман

В Бабий Яр нельзя часто ходить, тем более на работу в исследовательский центр или даже посещать музей, об остальном я говорить просто не хочу.
Анатолий Подольский, директор Украинского центра изучения истории Холокоста

Не повторяя справедливых высказываний о кощунственном характере строительства Общинного центра на костях сотен тысяч жертв нацизма, отмечу, что их источником в значительной степени стало обсуждение проектов. Оно велось так, будто главное - это коробка, а там уже наполним ее чем-нибудь.
Александр Найман - главный ученый секретарь Академии истории и культуры евреев Украины им. Шимона Дубнова

В Бабьем Яру может быть только мемориальный центр, подобный Яд ваШему, и сосредоточить его можно вокруг Меноры. А для общинного центра нужно найти совсем другое место.
Юлий Лифшиц, искусствовед

Где выбрать место для центра, я не знаю. Нужны переговоры с городом. Но поскольку деньги, выделенные на строительство центра иностранные, возможно необходимо попробовать убедить тех, кто их выделяет, в том, что у нас существуют иные реалии и представления об этой земле.
Ким Левич, художник, соавтор памятника "Менора"

Для меня приемлем центр духовного наследия, музей на территории Бабьего Яра или рядом с ним, но абсолютно неприемлем общинный центр с кружками рукоделия и танцев. Думаю, что, делая подарок евреям, не худо было бы спросить, нужен ли им такой подарок.
Ирина Климова, художник

Строительство здесь того, что предлагается сейчас, по моему глубокому убеждению, отражает чьи-то личностные желания. А желание еврейского народа, которое я чувствую, было бы удовлетворено парком памяти и тем, что в свое время проектировал архитектор Аба Мелецкий. Он предлагал соорудить купол, а под ним подземный музей и больше ничего.
Давид Голдовский, архитектор

А где же еще быть евреям?! Место это подобрано, и давно. И никем иным, а самим Эйхманом! Ну, разве что Бабий Яр имеет для нас притягательную силу, мы без него не можем жить! Вот уже 60 лет мы ходим на Бабий Яр. Пора уже на нем и обосноваться.
Аркадий Заика

Центр нужен, безусловно. Все задуманное в этом комплексе и сама концепция строительства хороши - вне всякого сомнения. Это необходимо. То, что "Джойнт" хочет, чтобы это было в зоне Бабьего Яра - тоже верно. Но они понимают Бабий Яр как Манхеттен, то есть как район. А Бабий Яр это язва на поверхности земли, это ров, где была бойня. Поэтому оно может быть только вблизи, но не на месте самого Бабьего Яра.
(Статья 1)
В заблуждение введены все: представители "Джойнта" повторяют тезис "вблизи Бабьего Яра" в тексте приглашения на общественное обсуждение и в своих выступлениях; израильские архитекторы, привыкшие трепетно относиться к памяти предков, вторгаются весельем в царство мертвых, а уважаемый Главный раввин Украины и Киева Яков Дов Блайх приветствует строительство Центра.
(Статья 2)
Лев Дробязко - инженер-строитель, кандидат технических наук

...не все подарки нужно принимать с легкостью. Подарок на этом месте лично для меня - горький подарок
  Татьяна Чайка, философ

<< ДИСКУССИЯ

Hosted by uCoz